Акционерное общество «Вятское машиностроительное предприятие «Авитек»
Меню

Талантливый разработчик авиационной техники. Виктор Петрович Плехов

18 Марта 2020

Война застала семью Плеховых в Омутнинске, куда в 1939 году родители приехали из Фалёнок на заработки. Отца в первые дни войны забрали на фронт, и Виктор после окончания 9 классов, как самый старший в семье, пошёл работать на Омутнинский металлургический завод. За свой тяжёлый 11-часовой труд коневозчика, доставлявшего дрова к мартеновским печам, Виктор получал пайку хлеба, которой приходилось делиться ещё и с младшими детьми. В январе 1943 года его призвали на фронт, но ввиду отсутствия нарядов в военное училище, отпустили. А в марте 1944-го вторично призвав, направили на курсы младших лейтенантов в город Шадринск Курганской области. В звании командира пулемётного взвода В. П. Плехов в декабре 1945 года попал на III Белорусский фронт. Молодому офицеру довелось принять активное участие в освобождении Восточной Пруссии, но главное событие весны 1945-го года – взятие Кёнигсберга, приведшее к окончательной капитуляции немецких войск, увидеть не пришлось. 9 апреля 1945 года Кёнигсберг был взят советскими войсками, а двумя днями ранее, 7 апреля, младший лейтенант Плехов был тяжело ранен, и для него потянулись мучительные дни в госпиталях.
После окончания войны в августе 1945 года уволенный в запас по состоянию здоровья Виктор Петрович вернулся домой. Надо было продолжать жить дальше, и через месяц молодой человек приехал в Киров, где по совету знакомых поступил в авиационный техникум. С девятилетним базовым образованием его приняли на II курс первого основного потока на специальность «Электрооборудование самолётов». Учиться было интересно: новые знания, маститые, опытные преподаватели, весёлый и дружный коллектив молодёжи. Студенческие годы оставили в душе ветерана тёплые воспоминания, тем более, что и свою вторую половинку Виктор Петрович встретил именно в техникуме: Роза Митрофановна, с которой они живут уже 65 лет вместе, училась с ним в одной группе.
В 1948 году часть первого выпуска авиационного техникума была распределена на завод № 266, другая часть попала на завод № 32. «Производственную практику мы проходили на заводе имени «Лепсе», - вспоминает Виктор Петрович. - А.С. Большев, который был у нас тогда преподавателем и заведовал испытательной станцией, обещал большую часть курса трудоустроить на завод № 266 (ныне завод имени «Лепсе»), но что-то не сложилось, так я и оказался на заводе № 32 и начал свою трудовую деятельность в конструкторском отделе № 5 рядовым инженером-конструктором. Совсем немного проработал, и вдруг вызывают к Е. И. Фокееву, тогдашнему директору. Ему кто-то посоветовал назначить меня заместителем начальника нового цеха 22, который осваивал в то время новые изделия с электрикой. Я засомневался: справлюсь ли? Но полковник так гаркнул, что пришлось подчиниться. Начальником цеха 22 был тогда М. А. Образцов, в народе его прозвали «цыганом», так как он был жгучий брюнет. Проработали мы с ним вместе три года, успешно осваивая несколько видов стрелковых установок, лебёдки для подъёма бомбовой подвески, да и много других изделий. Образцова часто вызывали замещать заместителя директора по материально-техническому снабжению, и весь груз ответственности за цех ложился на меня, молодого специалиста. Сложно было работать, мне даже казалось, что я не справляюсь со своими обязанностями, и поэтому попросился в контрольные мастера цеха 21. Мне разрешили перейти, но через год вновь вернули в цех 22».
Случайная встреча на улице с бывшим сослуживцем СКО Л. Д. Бирюковым стала началом новой эпохи в жизни Виктора Петровича. Работа старшим инженером, а позднее заместителем начальника СКО №55 была хлопотная и очень ответственная. Без конца приходилось «мотаться» по командировкам, разбираться с дефектами, «выяснять отношения» с цехами, заказчиками, разработчиками. Но тогда весь завод работал в напряжённом темпе, и все понимали, что от качественной работы каждого зависит выполнение плана, освоение и выпуск новых изделий. В 1966 году на заводе был организован филиал №1 ОКБ-2 (МКБ Факел»), а в 1973 году серийно-конструкторский отдел №55, руководимый Л. Д. Бирюковым и занимающийся авиационной техникой, был влит в состав ОКБ. Так до самой пенсии, до 1985 года и проработал Виктор Петрович в ОКБ, занимаясь разработками авиационной техникой, освоением электрокаров, детских игрушек и многих других изделий. Со многими людьми общался Виктор Петрович: одних только директоров завода, включая А. С. Большева, знал лично восемь человек! Скромный и тактичный, ответственный и исполнительный, никогда не стремился Виктор Петрович руководить людьми, но волею судьбы оказывался на руководящей должности и всегда с огромным уважением относился к окружающим его людям, прожив жизнь яркую, насыщенную, разделённую эпохами.


Возврат к списку