ВОЕННАЯ ЗАКАЛКА
16.03.2020

Начинали работать с нуля. Ни отопления, ни освещения. Над паровым молотом соорудили шатёр из железа и фанеры, подогнали паровоз и стали получать первые поковки. Коллектив сразу начал работать с полной отдачей. Зима 1941 года. Суровая. Холодная. Страшная. Фашисты рвутся к Москве, решается судьба войны.

Первую продукцию дали фронту 5 декабря 1941 года, за первый месяц выпустив 50 тысяч противотанковых гранат, а в январе 1942-го стали делать ту же программу, что и в Москве. Номенклатура выпускаемых изделий насчитывала 40 наименований. Некоторое время боевые самолёты оснащались на аэродроме рядом с заводом. В период 1941 – 1945 гг. фронту было передано 36000 самолётов ИЛ-2 с агрегатами стрелкового, пушечного и бомбардировочного вооружения.

Сегодня, во времена развитых строительных технологий, сложно представить, как можно в немыслимо короткие сроки построить завод. А ведь у строителей производственных корпусов из всех технологий того времени в распоряжении были только лопаты да мотыги. Самое необходимое промышленное строительство было закончено в 1943 году. И тогда первейшей задачей стало переселение людей из землянок. Продолжали строительство бараков – их тогда было 46, и жили в них более полутора тысяч семей. В том же 1943-м последняя землянка была ликвидирована.

Не прекращался выпуск военной продукции для фронта – надёжной, качественной, в больших объёмах. Было успешно организовано серийное производство изделий по поточному принципу, что позволило увеличить их выпуск в несколько раз. К августу 1944 года на заводе внедрили 21 поточную линию. Военные годы завода на Вятской земле связаны с именами С. Л. Ребенко и С. А. Горюнова – руководителями, которые сделали всё возможное, чтобы военная авиация была обеспечена вооружением.

Фронт требовал всё больше агрегатов для самолётов, и люди, не считаясь со временем, здоровьем, самой жизнью, не просто выполняли нормы, но и перевыполняли их. Кто были эти люди? Специалисты-москвичи, эвакуированные на Кировскую землю и впоследствии связавшие с нею всю свою жизнь. Ремесленники – ребятишки из Курска, Белгорода, Одессы, Харькова и других городов. Мобилизованная из местных деревень молодёжь, никогда не видевшая города и пугающаяся ревущих и грохочущих прессов, станков, стрельбы на испытательных стендах. Так, почти 1000 совсем юных мальчишек встали к рабочим местам.

В 1942 году перебазированная промышленность выпустила 25 тысяч самолётов, в том числе новых типов – ЯК-9, ЛА-5, вооружённых нашими изделиями. “Всё для фронта, всё для Победы!” – эти слова в те годы были не девизом, а законом жизни трудового коллектива. 

Труд подростков был поистине героическим: несовершеннолетние дети, заменив ушедших на фронт мужчин, выполняли нормы взрослых на 150 – 200 %, в короткие сроки овладевая сложными специальностями. Многие из тех, кто пришёл работать на завод в суровые военные годы, составили костяк коллектива и остались верны ему навсегда. Они внесли достойный трудовой вклад не только в Победу, но и в становление завода, его дальнейшее развитие.

В военные годы, участвуя в ежемесячном социалистическом соревновании заводов отрасли, трудовой коллектив получил в течение года один раз первое призовое место, шесть раз – второе, два раза – третье. Самоотверженный труд рабочих неоднократно отмечался в приказах совнаркома, а в 1944 году заводу было вручено переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны.

За образцовое выполнение заданий правительства по производству агрегатов авиационного вооружения в период Великой Отечественной войны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени.



Новости по теме

Возврат к списку